НАШ ЮНЫЙ ГЕРОЙ

Плавский «ястребок» Володя Ершов, изображение №1

В конце 2023 года в Плавскую районную библиотеку обратились педагоги Плавской средней школы №1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова. Заведующая школьным музеем И. Б. Игнатова и учитель физики Г. Л. Челнокова узнали из соцсетей, что библиотека участвует в проекте «Герой газетной полосы» и публикует заметки из газеты «Голос колхозника» за 1941 – 1945 гг. Они принесли вырезку из газеты, датированную маем 1942 года. Работая над проектом, мы считали, что плавская газета «Голос колхозника» после освобождения района возобновила своё издание в июле 1942 года. А тут выясняется, что газета выходила уже в мае. Сохранившаяся вырезка сообщала о похоронах обнаруженных погибших красноармейцах и юного плавчанина Володи Ершова. Владимир Васильевич Ершов погиб 1 декабря 1941 года в возрасте 16 лет.

Беспощадно мстить гитлеровским людоедам

Каждый советский патриот ведёт счёт преступлений гитлеровских разбойников.

Всюду, где только прошли немецкие оккупанты – смрад, пожарища, пепелища, обугленные и истерзанные трупы мирных жителей и пленных красноармейцев. Страшные следы.

Для немецких захватчиков весь их кровавый, зловещий путь – обычное и нормальное дело.

За 54 дня своего хозяйничания в нашем районе немецкие палачи замучили и расстреляли до сотни мирных жителей и много пленных красноармейцев.

19 апреля на Октябрьской улице посёлка Плавск у стены кладбища обнаружены пять трупов – четыре бойца и один лейтенант Красной Армии. Они зверски измучены, исполосованы ножами и на шеях у них верёвки. Как видно, после ужасных издевательств, они повешены, а у одного бойца перерезано горло.

23 апреля в парке были обнаружены трупы двух бойцов и одного ученика, отличника 8 класса, Плавской средней школы – Володи Ершова.

Володя Ершов – молодой комсомолец, замечательный товарищ. Он добровольно вступил в истребительный отряд и поклялся стойко защищать свою родину от немецких оккупантов. Юный патриот сдержал своё слово. До последней минуты своей жизни он стоял на боевом посту, где и погиб как славный сын нашей родины.

23 апреля состоялись похороны Володи Ершова, на которых присутствовали его родные, товарищи по школе, по комсомолу, которые поклялись мстить немецкой мрази за погибшего Володю Ершова.

Советский народ никогда не забудет и не простит зверства фашистских палачей и вместе с Красной Армией разгромит фашистских извергов.

Д. Илюшин

Газета «Голос колхозника», май 1942г

Володя Ершов
Володя Ершов

Кроме газетной вырезки в школьном музее сохранились письмо матери Володи – Е. Светловой и присланные ей в ноябре 1968 года вместе с письмом документы — удостоверение, выданное НКВД, справка, выданная Плавским исполнительным комитетом, удостоверяющая гибель Володи.

Плавский «ястребок» Володя Ершов, изображение №3

Ещё в письме были фотокарточки Володи и Самуила Эскина, которого знала Е. Светлова и подробно написала о нем. Комсомолец тоже погиб от рук фашистов.

Самуил Эскин
Самуил Эскин

Дорогие комсомольцы, пионеры, учащиеся школы!

С большой благодарностью и с большим приветом отвечаю на Ваше письмо, которое обрадовало меня и … растревожило. Я нисколько не сомневалась в том, что братская могила «не безнадзорная». А как же могло быть иначе? Ведь там захоронены солдаты, отдавшие свои жизни за свободу Родины, за Ваше светлое будущее. Из века в век память о них должна быть всегда в сердцах многих поколений. Мне очень хотелось знать, помнят ли в школе о погибших комсомольцах?

Вы просите меня прислать свои воспоминания о Володе Ершове (а разве обо всём напишешь?!), его личные вещи, фотографии. Спасибо Вам, дорогие, я с удовольствием всем, чем располагаю, поделюсь с Вами. Воспоминания слишком теребят до сих пор незажившие душевные раны, нанесённые прошлой ужасной войной, и, вместе с тем, они доставляют духовное наслаждение, чувствуешь, что незримо разговариваешь с живым Володей, перебираешь в памяти разные мелочи, связанные с ним. Идеализировать Володю я не собираюсь. Он был мальчиком, ничем не отличавшимся от своих сверстников. Учился хорошо. У Володи было глубокое чувство товарищества. Видимо поэтому ему его товарищи и присвоили звание «полковника». Близкими друзьями у него были Павлик Баранов, Коля Иванов. Очень болезненно реагировал на несправедливость. Намеченной цели он всегда стремился достигнуть. Вот так без особых «достопримечательностей» дожили до ужасного дня 22 июня 1941 года.

Это был воскресный день. Посёлок бурлил, словно растревоженный улей. Володя со всей своей настойчивостью не просил, а требовал от отца написать заявление в военкомат о зачислении их добровольцами. Заявление было написано, но не удовлетворено, т.к. военком, тов. Макаров, в то время не имел указаний по этому вопросу. Три, четыре, пять дней, не помню точно, Володя ходил в военкомат, просиживал там, выжидая распоряжения о добровольцах. И вот в один из дней по распоряжению завукомкомсомола он добровольно вступил бойцом истребительного батальона, начальником которого был тов. Константинов. То, чего он так долго ждал, свершилось. Тревога о Володе была постоянным моим спутником жизни тех дней. Он же сиял радостью несказанною. Время было очень тревожное. И каждый день, уходя в штаб батальона, мы прощались, а по возвращении его, наши лица сияли улыбкой радости. А когда батальон перешёл на казарменное положение, видеться приходилось не каждый день.

Вот один незабываемый момент из жизни Володи тех дней. По соседству с нами жил руководитель одного учреждения посёлка. Коммунист. И я имела глупость, за которую до сих пор расплачиваюсь перед своей совестью и перед памятью Володи, просить его поговорить с Володей об уходе из батальона, что он, дескать, ещё очень молод, что будущее его впереди и что он сможет вдвойне быть полезен Родине и что надо же эвакуировать мать с сестрёнкой. И что же? Володя выслушал и ответил: «Не Вам, коммунисту, говорить мне об этом и не мне, комсомольцу, слушать…». Спокойно повернулся и ушёл. Мы сидели молча, и нам стыдно было смотреть друг другу в глаза. Он говорил аналогично словам великого полководца Кутузова: «Москву отдадим, а победа всё равно будет наша». Он глубоко верил в это.

А о дальнейшем Вы знаете и от своих родителей, и от участников Великой Отечественной войны, с которыми, я не сомневаюсь, Вы встречаетесь: как проходило отступление и как посёлок Плавск 26 октября 1941 года был совершенно оставлен нашими воинскими частями. Чёрная туча нависла над нами. 54 дня, мрачных, тяжёлых дня оккупации. Как пережили мы эти дни, я писать не буду. Это было ужасное время. Как говорят в народе: «Надеждой жив человек.» Так и мы жили надеждой на наше освобождение от немецких извергов. Но когда? Мы предчувствовали, что что-то должно свершиться. И вот день 19 декабря 1941 года. День освобождения Плавска.

Постепенно стали возвращаться руководители административных и городских учреждений. Вернулись и некоторые бойцы из батальона. А Володи-то нет!.. Не оставалось сомнения, что Володя погиб. Но где? Как? Кто мог ответить? И узнали только в апреле 1942 года, к великому своему сожалению, не помню фамилии паренька, который зарывал трупы в парке и показал могилу. По его описанию один из трех «ястребков», как он сказал, должен был быть Володя. С разрешения органов прокуратуры и милиции, 22 апреля 1942 года могила была вскрыта, в ней действительно был труп Володи. Как потом мне стало известно, он был послан на объекты с заданием, был захвачен немцами и расстрелян на боевом посту. Вот и весь печальный рассказ об одном из десятков тысяч погибших, комсомольце Володе Ершове, недожившем до светлого дня Победы. Пересылаю Вам Володино удостоверение, выданное НКВД, справку, выданную мне Плавским исполнительным комитетом, удостоверяющую гибель Володи, вырезку из местной газеты, моё заявление на вскрытие могилы. Последнее, думаю, малозначительная бумажка. Личные вещи Володи не сохранились, т.к. сами знаете, при отступлении немцы сжигали дома со всем находящимся в них имуществом. Так что надо было делиться с теми, кто остался без ничего. К тому же часть вещей, в том числе учебники, тетради, была похищена и, безусловно, выброшена, как не составляющая никакой ценности для похитителя. Фотокарточки сохранила, я с ними никогда не расставалась. Есть карточки Мули Эскина и Серёжи Стрёмова. Все эти карточки маленького формата, а мне хотелось сделать карточки кабинетного размера. Обещаю Вам сделать это и выслать. Серёжину, пожалуй, Вы сможете получить от его родственников. Напишите мне, если нет, то закажу 3 карточки.

За Ваше приглашение приехать я очень благодарна. Это будет для меня величайшее счастье. Проездом из Ленинграда через Плавск каждый год навещает братскую могилу моя племянница. Сейчас я тяжело болею (язва желудка), поэтому задержалась с ответом. Поправлюсь и, если достаточно хорошо буду себя чувствовать для такой поездки, обязательно приеду. Вы уж извините за такое длинное письмо, но и в нём-то не сказано всего. А хотелось ещё немножко написать о Муле. Мама его работала в Плавской аптеке. Она была очень милая, сердечная женщина. Брат Мули был студентом Ленинградского Горного Института, погиб, защищая Ленинград. Муля, как потом говорили, и насколько это достоверно, не знаю, был предан уборщицей сберкассы. Финал предательства трагичен. Муля расстрелян 30 ноября 1941 года.

Вам пожелаю всем хороших успехов в учёбе. Ребятки, любите и уважайте труд учителя. Напишите мне фамилии и имена Ваши. Надеюсь, что забывать меня не будете, будете делиться успехами в области учёбы, комсомольскими и пионерскими делами, хотя бы изредка, какие бывают знаменательные даты школы и когда.

Всем шлю сердечный привет, будьте здоровы, счастливы.

Е. Светлова.

P.S. Для пояснения: по первому браку я оставляла свою девичью фамилию – Ляпидевская, а дети были зарегистрированы на отца, Ершова. Сейчас же у меня фамилия по второму мужу.

Плавский «ястребок» Володя Ершов, изображение №6

Ежегодно в канун празднования годовщины освобождения города Плавска и Плавского района от немецко-фашистских войск районная библиотека проводит акцию «Фашизму – НЕТ!» в школах города. Библиотечные работники рассказывают современным юным плавчанам о днях оккупации Плавска, о зверствах фашистов на родной земле. Рассказывают они и об их сверстниках Саше Бакаеве, Самуиле Эскине, погибших от рук врага. Теперь этот рассказ дополнился еще одним именем — комсомольца Володи Ершова, а наша работа с газетами военного времени продолжится, в том числе, поисками майских, а возможно, и более ранних выпусков 1942 года.

Елена Ромашкина, библиограф отдела обслуживания МБУ МО Плавский район

Добавить комментарий